По мере освещения фоторезистора R4 (и одновременно с этим. R2) начинают открываться эти транзисторы, включаются формантные фильтры. Чем больше громкость звука (т. е. степень освещенности фоторезисторов R2 и R4), тем большим становится выходное напряжение усиленной форманты. При этом форманты с низкой резонансной честотой достигают своего максимального значения раньше, чем форманты с более высокой частотой, за счет разных сопротивлений в цепях баз транзисторов темброблока. Таким образом, спектральный состав звука меняется в зависимости от громкости, что значительно оживляет звучание и, кроме того, увеличивает субъективный диапазон изменения громкости звука, когда громкость звука фактически возрастает немного, а кажется — значительно.
Фильтры, включаемые выключателем ВЗ, выделяют низкие частоты, выключателем В4 — средние, выключателем В5 — высокие. Низкие применяются для имитации звучания баса, баритона, флейты, средние или комбинация средних и низких — для трубы, а высокие — для кларнета и трубы с сурдиной. Для получения фаготовых или оригинальных тембров применяют комбинацию высоких и средних частот. Однако надо сказать, что тембр фагота сохраняется не во всем диапазоне звучания, так как входной спектральный состав звука на него не рассчитывался.
В датчике-модуляторе установлено реле Р1, контакты которого замыкают фоторезистор R2. Тогда напряжение, подведенное к модулятору, будет поступать на вход усилителя на микросхеме Mel через резистор R5, что обеспечивает прежнюю максимальную громкость звучания. Формантные фильтры включаются за счет протекания тока через резистор R1. В этом случае на инструменте играют без применения воздуха, как, например, на ФАЭМИ. Такая необходимость часто возникает у музыкантов вокально-инструментальных ансамблей, которые поют и играют одновременно.
Электрические схемы остальных узлов хорошо известны и в пояснениях не нуждаются.
Рис. 3. Корпус инструмента: